Вкусная история о пирогах

Вкусная история о пирогах

У многих народов, а у старославянского особенно, ни один праздник не обходится без пирогов, будь то свадьба, именины, крестины, Новый год или если просто придут гости. Пироги научились печь на Руси очень давно. Вот какое воспоминание о пирогах, которые пекли наши предки в XVII веке, оставил Адам Олеарий в книге "Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию в 1636 и 1639 годах":
"Между прочим, у них имеется особый вид печенья, вроде паштета или скорее пфанкухен, называемый ими пирогом. Эти пироги величиною с клин масла, но несколько белее и продолговатые. Они дают им начинку из мелко рубленной рыбы или мяса и луку и пекут их в коровьем, а в посту в растительном масле; вкус их не без приятности. Этим кушаньем у них каждый угощает своего гостя, если он имеет в виду хорошо его принять".

Конечно же, разновидностей пирогов, которые пекли на Руси даже в те далекие времена, было гораздо больше, чем подметил Адам Олеарий. Возможно, он и не ставил себе целью их описание. Но даже этот путешественник, кстати, судя по его книге, очень предвзято относящийся к старославянской кухне, отметил, что вкус пирогов "не без приятности".

Да иного и быть не может. Ведь рецепты старославянских пирогов переходили из поколения в поколение; каждая хозяйка стремилась привнести в них что-либо свое. А уж коли пекли пироги главным образом по праздникам, то, наверняка, не жалели для них самых лучших продуктов.
В крестьянских семьях пекли пироги из домашней ржаной (темной) и пшеничной муки. Как правило, они были крупные, с добрый мужицкий кулак, с начинкой из творога, гороха, гречневой или овсяной каши, рыбы, реже из мяса. В зажиточных семьях пироги пекли из хорошо просеянной белой пшеничной муки.

Овсяная крупа и гороховая мука часто, особенно в Пошехонье, использовались для смазывания пирога. Овсяную крупу размачивали в воде и тонким слоем накладывали на пирог, а из гороховой муки замешивачи на воде тесто и смазывали его, от этого готовый пирог становился ярко-красного цвета.

Сегодня, пожалуй, редкая девушка в 17-18 лет смело продемонстрирует умение печь пироги. А ее ровесница в прошлом веке считала это дело просто необходимым. Согласно старым традициям на следующий день после свадьбы молодая должна была обязательно испечь пирог. Этим пирогом она потчевала гостей, и по его вкусу судили о домовитости будущей хозяйки.

Особая роль отводилась пирогам и в именинных обрядах. Ко дню именин было принято печь пироги и рассылать их родным и близким. Пироги служили своеобразным приглашением на праздник. Отсылаемых пирогов было столько, сколько членов семейства, которое ждали в гости. Принесший пироги ставил их на стол и говорил: "Именинник приказал кланяться пирогами и просил хлеба кушать". Крестным отцу и матери обычно посылали сладкие пироги в знак особого уважения.

В некоторых губерниях Центральной России вместо пирогов родным рассылали так называемые "именинники" — большие сдобные булки без начинки, сверху украшенные изюмом. В каждый дом приносили по одному такому пирогу. Интересный обряд был и за праздничным столом в доме именинника: пекли специальный пирог и разламывали его в разгар торжества над головой виновника. Обязательным на именинах был пирог с капустой.

Старославянская кухня знает массу рецептов самых разных пирогов, печеных и жареных. Они отличаются по составу и способу приготовления теста (дрожжевое, слоеное, пресное и пр.), по виду (открытые, закрытые, маленькие и большие, круглые и квадратные и т.д.), по начинкам (с мясом, с рыбой, грибами, ягодами, овощами, кашами, творогом). Всех особенностей старославянских пирогов не перечислить. В каждой местности свои правила, свои традиции и свои секреты.

Заказ в Харькове
по телефонам
 (097)426-18-80 
 (099)763-79-88
Заказать обратный звонок
 
Мы в соцсетях: 
Scroll to Top